Главная     /     Афиша     /     

24 сентября, понедельник - 14 октября, воскресенье, 2018


Выставка к 70-летию Галины Лаевской

Жизнь, посвященная искусству

Галина Леонидовна Лаевская родилась 28 сентября 1948 года в семье Марии Кирилловны и Леонида Михайловича Козловых в селе Баево, Алтайский край. Семья вскоре распалась и с 8 класса Галина росла у бабушки и дедушки по отцовской линии. Ещё в это время она стала бывать в Академгородке, где жила семья родной тёти, Лилии Михайловны Турбиной. После окончания школы она попыталась поступить на физфак, но в то время для девушки это было совершенно невозможно, поэтому ей пришлось пойти учиться в политехнический техникум. Первая запись в трудовой книжке: принята на должность техника в Институт катализа, 20 мая 1969г.

Галина ещё со времен студенчества вела активную общественную жизнь, принимала участие и была организатором мероприятий легендарного клуба «Под интегралом». Вместе с будущей кинозвездой Ириной Алфёровой стала финалисткой первого конкурса красоты, прошедшего в клубе в 1967 году (см.фото). Работала на знаменитом бардовском фестивале, была знакома с Александром Галичем.

Галина Леонидовна однажды, как-будто в шутку, сказала, что начала свой путь в искусстве, как и положено красивой женщине, с работы натурщицей. Оказывается, это было правдой, и она в конце 60-х позировала Борису Наумовичу Горовому. В то время в Академгородке, на ул.Героев Труда были мастерские профессиональных художников: Владимира Сокола и Бориса Горового. Познакомились они в гостях у учёного кибернетика Игоря Андреевича Полетаева. Галина Леонидовна стала бывать в мастерской Горового, где было много книг по искусству, он же познакомил её с главным храненитилем НКГ Раисой Петровной Коняшевой, которая помогла устроиться смотрителем галереи (март 1970 г.) и с 1973г. Галина Лаевская стала научным сотрудником в филиале НГК, созданном на месте закрытой после бардовского фестиваля Картинной галереи Дома ученых. 

В 1972-1978 гг. Галина Леонидовна обучалась профессии искусствоведа в Уральском Государственном Университете. Дипломная работа её была посвящена творчеству Зинаиды Серебряковой, а итогом работы стала выставка уникальной графики Серебряковой – пастелей французского периода, которые хранились у дочери художницы – Татьяны Борисовны, в Москве.

Славу Картинной галереи Дома ученых создали ещё в конце 60-х выдающиеся выставки авангардного искусства, организованные предшественником Галины Лаевской на посту заведующего галереей - Михаилом Макаренко. Павел Филонов, Роберт Фальк, Михаил Шемякин, Эль-Лисицкий – эти имена были легализованы, возвращены в мир искусства этими проектами. И молодой сотрудник филиала в Доме ученых оказалась под стать таким же сложным, амбициозным задачам. Она много ездила по стране, была знакома со многими интересными столичными художниками, дружила с вдовами художников «Бубнового валета». В её послужном списке - выставки художников с Малой Грузинской, «митьков», учеников Малевича Глебовой и Стерлигова, коллекционеров Костаки, Рубинштейна, Рехлова, эстонских, армянских, грузинских мастеров живописи и графики начиная с Пиросмани и т.д. С огромной отдачей, даже со свойственной ей страстью Галина Лаевская занималась выставочной работой.

У неё было особое профессиональное чутьё. И сегодня специалисты отмечают, что именно здесь многие известные сейчас авторы проводили свои первые персональные выставки. Благодаря выставочному залу и смелости Галины Лаевской, не боявшейся в годы застоя проводить выставки формального, даже абстрактного искусства жители Академгородка и Новосибирска знакомились с творчеством самых актуальных, интересных художников. Здесь всегда принимали и поддерживали, невзирая на выговоры и проверки партийных начальников, часто находивших в работе выставочного зала тенденции, подрывающие устои искусства соцреализма. Не забывали в Доме ученых и художников-любителей, фотографов из учёной среды.

Галина Леонидовна в своей работе всегда держала планку очень высоко. По отзывам коллег-музейщиков, она была человеком отнюдь не нашего провинциального масштаба, и вполне могла бы состояться как учёный и сотрудник самых крупных музеев мира. Она хорошо водила машину, возила в метро редчайшие музейные экспонаты. И вообще была решительной, очень эрудированной, деятельной. Множество работ из личной коллекции Галины Лаевской сейчас находятся в Новосибирском художественном музее. Несколько лет она преподавала историю искусств для студентов НГУ и Православной гимназии, несколько лет вела передачу о художниках Новосибирска «Палитра». А чего стоила история покупки платья от Славы Зайцева!

В своей книге «Встречи в выставочном зале» Галина Леонидовна вспоминала эти и другие интересные страницы своей творческой биографии. Выставки известных сегодня сибирских художников: Николая Грицюка, Андрея Поздеева,  Александра Шурица, Олева Субби, художников группы М’арт не вписывались в стандарты тех лет, но Галина Лаевская помогала им найти своего зрителя.  Помогала общественность Академгородка. При галерее Доме учёных с самого начала его работы существовал общественный Совет, в котором были выдающиеся учёные Академгородка: Ляпунов, Фирсов, Матизен… Огромную помощь оказывал райком комсомола, особенно во время, когда его секретарём был Игорь Глотов. Помогали популяризировать выставки средства массовой информации: газеты «Наука в Сибири», «Вечерний Новосибирск».

Много лет Галина Лаевская курировала фотоклуб «Мудрец». Выставки, конкурсы, статьи, встречи с новыми и старыми друзьями, мастерами фотографии – история клуба неразрывно связана с Домом учёных и её именем.

Семья Галины Леонидовны – муж Юрий Миронович и сын Константин – тоже всегда были в водовороте событий выставочной работы Дома учёных. Многочисленные гости, поездки, переживания были и частью их жизни.

В одной из поездок в Москву Галина Леонидовна попала в семью священника. Это был праздник в семье Владыки ярославского Иоанна. Её поразила искренняя атмосфера, патриархальный уклад жизни этой семьи. Они подружились, переписывались.  В результате в 1988 г. Галина Леонидовна прошла обряд крещения во Владимирском храме в Ленинграде. После была в числе инициаторов создания в Академгородке православного прихода и строительства здесь храма.

Филиалом НКГ выставочный зал Дома ученых был до октября 1998 года, а после этого – Галина Лаевская и сотрудники зала были переведены на службу в Сибирское отделение РАН. Времена изменились и возможности тоже. Наступила новая эпоха рынка, рационализма, в том числе и в культуре, искусстве. Стало можно показывать всё, но вот потребности зрителя сильно изменились в сторону коммерческого, зачастую конъюнктурного искусства.

Галина Леонидовна ушла в июле 2010 года. В апреле того же года, почти точно в день 40-летия своего трудового стажа в этих стенах, она вынуждена была уволиться по состоянию здоровья. Единственное, о чём она  часто сожалела – о том, что хотела бы сейчас иметь больше детей. Мечтала о внуках, но не дождалась их при жизни. Сейчас же у сына Константина уже трое сыновей: Александр, Михаил и Андрей.

Галина  Леонидовна до последних дней стремилась делать выставки высокого нравственного и художественного уровня, понимая, что только так можно сберечь то, что было создано десятилетиями кропотливого труда – атмосферу понимания подлинного искусства, уважения к таланту, мастерству, к  людям всех творческих профессий, чтобы передать их новым и будущим поколениям наших зрителей. Этими принципами и сегодня руководствуется выставочный зал Дома учёных. Мы работаем для той части населения, кому дороги традиции искусства, для тех, кто ценит подлинное, живое. Наша главная аудитория и сегодня – научная интеллигенция,  всегда была и остаётся носителями нравственных и культурных ценностей, которые сохраняются таковыми во-многом благодаря бескорыстному служению таких подвижников,  как Галина Леонидовна Лаевская.


Рассказать друзьям:
Вернуться к архиву