Полякова Л.М., руководитель клуба "Букет ремесел", делится своими открытиями в изучении старинной вышивки

21 Июня 2017

Очень интересные и увлеченные люди работают в разнообразных клубах Дома ученых. Сегодня мы расскажем о Лидии Михайловне Поляковой, руководителе клуба "Букет ремесел", вышивальщице и исследователестаринной вышивки.

Полякова Лидия Михайловна родилась в д. Боярка Колыванского района Новосибирской области. Экономист по образованию. Работала в Сибирском отделении АН. С детства увлекалась рукоделием. В 1982 г. окончила двухгодичную школу ручной художественной вышивки при Доме культуры «Академия», г. Новосибирск. После выпуска, по ее инициативе, был создан клуб «Чудо вышивка», основной задачей которого было дальнейшее изучение вышивки, с уклоном изучения русской и особенно древнерусской вышивки.

Первоначальное знакомство с древнерусской вышивкой происходило только по музейным альбомам иобразцам, хранящимся в этнографическом музее СО РАН. Было прочитано многокниг, совершались поездки в Музеи страны, все эти годы уделялось большое внимание этнографии и знакомству с фольклором. Лидия Михайловна принимала участие во многих выставках, в том числе в краеведческом музее г. Новосибирска, участвовала в фестивале исторического возрождения (г. Тобольск) в 2012 и 2013 гг.,в фестивале народного творчества в г. Таруса, Калужская обл. в 2014 г. и имеет высокие награды:

  • Диплом 1 степени областного клубного фестиваля «расцветай Сибирь» в рамках Межсоюзного фестиваля самодеятельного творчества. 1981г. и 1983г.
  • Диплом Всесоюзного оргкомитета за активное участие во Всесоюзном смотре самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию победы Советского народа в Великой Отечественной войне. 1985 г.
  • Грамота ДК «Академия» за высокие творческие достижения и активное участие в выставочной работе, посвященной 25-летию СО АН СССР. 1982г.
  • Почетная грамота члена Совета клуба «Чудо-вышивка» за значительный вклад в создании клуба, достигнутые творческие успехи в выставках прикладного искусства в рамках фестиваля «Народные таланты Сибири». 1984г.
  • Диплом I степени на IX межотраслевом празднике народных талантов “Человек, труд, искусство”. 1986г.
  • Диплом Всесоюзного оргкомитета за активное участие во втором Всесоюзном фестивале народного творчества, посвященном 70-летию Великого Октября.
  • Почетная грамота за активное участие в работе клуба «Чудо-вышивка» и проведения выставки-продажи вышитых художественных изделий в ФОНДМИРА.1981г.
  • Почетная грамота за творческие достижения и активную организационную работу по возрождению и пропаганде лучших образцов народного искусства вышивки. 1987г.

Лидия Михайловна- авторбуклета «Древние мотивы в русской вышивке», в котором она делитсяобзором открытий, догадок и гипотез ученых, занимающихся исследованиями жизни, культуры и мировоззрения наших далеких предков, а также собственными трактовками некоторых узоров в древнерусской вышивке.

13 июня на канале "Вести" прошел сюжет о нашем выдающемся мастере. Смотреть.

И сегодня мы размещаем собственное исследование, статью Л.М.Поляковой. Надеемся, что она привлечет внимание к работе наших мастеровпо изучению, популяризации, исохранению в обществетрадицийрусского народного искусства как важной составляющей воспитания современного человека.

Вышивали ли крестиком древние узоры?

В настоящее время наши женщины много вышивают крестиком. Это увлечение вышивкой с красивых печатных картинок, действительно, становится столь распространенным в России, что в интернете можно встретить в некоторых текстах такие слова: «В 17 веке Западные ветры приносят на нашу благодатную почву вышивку крестиком и она быстро и крепко приживается в русской традиции … и заимствованная техника становится неотъемлемой частью русской традиционной культуры».

Обратимся к серьезным исследователям. Как пишет Маслова Г.С.:«Техника крестиком по счету нитей была двухсторонней (более древняя) и односторонней»* (Маслова Г.С. «Орнамент русской народной вышивки» Наука. М. 1978., стр.50). И далее, она пишет: « Вышивание крестиком по канве распространилось под городским влиянием во второй половине 19 – начала 20 в. Образцами для него служили разнообразные печатные узоры - альбомы, издававшиеся в Москве, Киеве, Одессе и других городах, приложения к журналам, узоры с оберток дешевого мыла фабрик Ралле, Брокар. Вышивки по этим образцам получили названия «мыльные», «брокаровские». Сухие натуралистические образцы, далекие от народного искусства, сыграли отрицательную роль в развитии русской, а также украинской вышивки. Они проникли в селения, наиболее связанные с городом, Ярославской, Владимирской, Нижегородской и других губерний, вытесняя местные оригинальные вышивки» (стр. 54).

Вероятно, как пишет Маслова, «Техника крестиком по счету нитей была двухсторонней (более древняя)», не была техникой вышивки крестиком, а была техникой вышивки двухсторонним (досюльным) швом. Рассматривая древние русские вышитые узоры, которые пришли к нам из глубины тысячелетий, мы часто встречаем мотивы вышитые двухсторонним швом в сочетании, как нам видится с позиции сегодняшнего дня, с крестиком. Но в том то и дело, что техникой крестика нет возможности сделать узор двухсторонним, его можно вышить только техникой двухстороннего (досюльного) шва. Если в древнем узоре мы видим на изнанке не двухстороннюю вышивку, значит, произошла замена шва в позднейшие времена. Древние узоры связаны с мировоззрением наших далеких предков, в них заложена магия плодородия, магия оберега, или магия другого сакрального смысла, они являются неотъемлемой частью наших мифов, сказок, песен, заговоров, хороводов и др.

Вышитые обрядовые предметы не двухсторонним крестиком, по-видимому, теряют некую часть магической значимости мотива, так как согласно мифологии связь «того Света» и «этого Света» неразрывны. В любой вышивке особое значение придается изнаночной стороне, ее аккуратности, отсутствию узелков, правильности шва. Даже до нашего времени, возможно, бессознательно мастерицы обязательно рассматривают изнаночную сторону и судят о мастерстве вышивальщицы. А в древнем сакральном мотиве, тем более важна каждая черточка, особенно изнаночная сторона, так как считалось, что во время обрядовых действий предки присутствуют.

В январе 2017 г. на выставку «Древние мотивы в русской вышивке» в музее Просвещения (г. Омск) поступила вышитая в 1916 г. Жуковой Ариной Гавриловной столешница, которая показана на фотографии ниже.

Вышита столешница двухсторонним (досюльным) швом и счетной гладью. Других швов здесь нет, то есть скатерть вышита так, как вышивали в древности – двухсторонним крестиком. Возможно, он имел и другое название, не дошедшее до нас. Сейчас двухсторонний шов часто стали называть «росписью», этим словом Стасов В. В. называл завиточки в узорах этой вышивки, но не шов и не всю вышивку.

На следующем снимке эта же столешница показана с лицевой стороны и с изнаночной. Что называется: «Найдите 10 отличий».

Автор статьи выполнила фрагмент узора столешницы техникой двухстороннего шва и техникой крестик. На следующем снимке приводится фото этого фрагмента с изнаночной стороны. Как видим, изнанка, вышитая пришедшим к нам в 19 веке крестиком выглядит совсем не так же, каклицевая сторона. «Сухие натуралистические образцы, далекие от народного искусства, сыграли отрицательную роль в развитии русской, а также украинской вышивки» и мы забыли наш древнейший шов, и стало возможным говорить: « … и заимствованная техника становится неотъемлемой частью русской традиционной культуры».

Двухсторонний шов выполняется техникой вперед иголкой в одну сторону, затем обратным ходом стежков заполняются пропущенные ходы с лица и с изнанки ткани. Маслова Г С. Пишет: «По мнению всех исследователей, занимавшихся вышивкой, а также самих вышивальщиц, - это один из древних швов. В Заонежье его называют досюльным, то есть давнишним, старинным, а в Новгородчине – ранним. В Заонежье его называли еще и русским швом. Наиболее ранние вышивки на одежде и полотенцах Олонецкой губернии и Онежского уезда Архангельской губернии выполнены двухсторонним швом. Вышивали двухсторонним швом без пялец и в пяльцах. Как рассказывала вышивальщица 1891 г.р., она вышивала «в пельцах»: «Выстегаешь узор, выметаешь (контуры, - Г.М.), а потом клеточками заполняешь». Когда выметаны контуры, начинали решетить, то есть заполнять пространство разделками. Поэтому эта техника называется еще по выметке (стр. 42)».

Вышивка двухсторонним швом еще называлась «глухая вышивка», что соответствует ее названию «досюльный шов» и смысл этого названия, как нам кажется в том, что вышивка этим швом абсолютно замкнута. То есть, точка, из которой сделан первый укол иглой и начато вышивание, является точкой окончания вышивки «от сюля до сюля», как говорили наши предки. Сам шов прост, но вышивать сложные узоры довольно трудно, так как требуется математическое мышление для расчета правильных ходов и хорошее образное воображение, потому что предстоит выбор ходов для расположения стежков. При вышивании этим швом, чтобы получить одинаковый узор на лицевой стороне и на изнанке, нельзя переходить с места на место, а следует идти по изначально выбранному варианту. Так как вышивать начинали девочки в раннем возрасте, то выполняя сначала простые узоры, они развивали мастерство и необходимые качества для выполнения очень сложных мотивов.

Чтобы вышить двухсторонним крестиком небольшую полоску, надо выполнить двухсторонним швом ломаную (зигзагообразную) полоску и обратным ходом замкнуть ее. Затем наложить на нее такую же ломаную линию, располагая ее навстречу. Если по узору требуется вышить только один крестик, то надо сделать один наклонный стежок и замкнуть его, то есть, сделать изнаночный ход и вернуться в исходную точку. А затем перпендикулярно наложить на это такой же замкнутый стежок.

Полякова Л.М.Новосибирск, 2017

Редактировалось: 6 лет назад
(current)
Новосибирский Дом учёных
Россия, 630090,г. Новосибирск,
ул. Морской проспект, д. 23
Приёмная:
du-club@mail.ru
тел: (383) 330-39-80