Главная     /     Афиша     /     

18 января, среда - 19 февраля, воскресенье, 2017


Юбилейная выставка работ студентов

"НГХУ - это мы"

Новосибирское государственное художественное училище празднует 25-летний юбилей.

Приглашаем вас на ностальгический вечер, посвященный открытию ретроспективной выставки Новосибирского государственного художественного училища в честь его 25 (32) летнего юбилея, в ДУ СОРАН 
Мы учились и работали в одном из лучших художественных учебных заведений страны, и всех, кто ощущает сопричастность к нему и к изобразительному искусству в целом, зовем к нам присоединиться!  
18 января в 18 - 00

Эта выставка преследует в первую очередь просветительские цели. Хочется приоткрыть двери в наши мастерские и показать из чего складывается учебный процесс, как рождаются произведения и развивается мастерство художника. В зимнем саду представлены работы дизайнеров, в первом зале представлены дипломные работы - итог пятилетней учёбы студентов живописного отделения, на выпуске каждый учащийся должен продемонстрировать те изобразительные навыки, которые он получил в процессе обучения: насколько он владеет цветом, насколько владеет пластической организацией холста, насколько близок первоначальный замысел к итоговому эскизу картины и т.д. Во втором зале представлены работы, которые наполняют учебный процесс. Это крошечная выборка: по одной работе с каждого семестра с третьего по пятый курс, представлены работы студентов, лауреатов и победителей всероссийских конкурсов последних лет. Например, Стас Иванов, изучавший рисунок под руководством, Н.В.Олешко в 2014 получил премию им. М.Г.Манизера, дипломы 1 и 3 степеней Всероссийской выставки-конкурса “Академический рисунок-2014”, став победителем Всероссийской Олимпиады по рисунку в Москве. Учебная программа и пополняемый ежесеместрово фонд училища настолько объёмны, что проиллюстрировать весь образовательный процесс в рамках существующих возможностей не представляется возможным.

Вторая цель нашего мероприятия - продолжить празднование официально 25-летней, а фактически 33-летней годовщины со дня основания художественного училища. Ядром нового учебного заведения города суждено было стать изостудии, некогда занимавшей всего две комнаты в здании ДК им. Чкалова (одна из которых была занята гипсовыми слепками), но при этом носившей название “народной”. Благодаря ее организатору Александру Сергеевичу Чернобровцеву в 1984 году было открыто художественно-оформительское отделение Музыкального училища, заложившее основы будущего художественного. В результате проведённого в 1984 г. конкурса первый набор составили восемь человек из ”народной” изостудии и ещё восемь или девять - выпускники 9-10 классов. Экзамены провели в холле музыкального училища. Возраст студентов первых наборов оказался достаточно высок - как правило, это были молодые мужчины тридцати-тридцати пяти лет. Зачастую складывалось так, что возраст воспитанников превосходил возраст самих преподавателей. Первому педагогу по рисунку - Наталье Владимировне Олешко, было двадцать восемь. А. С. Чернобровцев был очень требовательным к набору педагогов, их отбирал всех лично. Вскоре он приглашает И.В.Сокола (графика и живописца) на курс шрифтовой композиции, В.В.Древин получает курс композиции. Приехавший из Ленинграда Н.Ф.Айзекаев начинает вести живопись. Через два года в училище приходит выпускник института им. И.В.Репина В.Д.Кречетов, принеся с собой в училище традиции советской реалистической картины и художественную эстетику 60-х годов.

В результате бурного развития наше училище прочно вошло в тройку лучших художественных училищ страны. Неоценимый вклад в его становление внесли такие блестящие преподаватели, как Олешко Н.В., Антонович А.А, Цуканова-Белянская Л.В., Паутова А.П., Жмыхов Л.Ф., Балмасов А.В., Гранкин В.М., Фатеев В.А., Еремеева Т.И., Чижик Н.А., Шепель Ю.Г., Бушков В.В. и другие. Не менее важным, чем проблема подбора преподавателей в первое время, стало отсутствие натурного фонда. Полностью лишенная материальной базы и значительной поддержки государства (которое к концу 1980-х само уже практически перестало существовать), коллекция училища пополнялась в основном за счет личных инициатив - это доставка гипсов из бывшей изостудии, поездки в Красноярск с просьбами передать что-нибудь в фонд, помощь родственников, фотографировавших репродукции из изданий, посвященных учебному академическому рисунку, с последующим увеличением их размеров и развеской по стенам учебных аудиторий. Помимо этого, в городе полностью отсутствовали хорошие художественные материалы. При этом соседство со студентами театрального училища, репетиции которых проходили в смежных аудиториях, позволяли устраивать вечера набросков (заканчивающиеся зачастую далеко за полночь), во время которых студенты художественного училища получали выразительную по пластике и характерную во всех отношениях модель, а студенты театрального - благодарных зрителей.

Объединившись на 4-й год в здании Новосибирского художественного музея, в котором отделениям по-прежнему приходилось тесниться в нескольких залах верхнего этажа (в одном из них размещались и преподавательская, и натурный фонд), студенты сохранят эту веселую творческую атмосферу, что доставит администрации музея немало хлопот. Оставаясь до утра на наброски, учащиеся прятались от музейной охраны, задергивали шторами окна залов, чтобы горящий свет не был виден из стоявшего напротив здания Областной администрации и продолжали работать. Следующий этап в истории училища приходится на начало 1990-х годов, когда в 1991 г. училище получает самостоятельный статус, а его первым директором становится О.А. Мангушева (секретарь Новосибирского отделения СХР). Именно стараниями Ольги Александровны в 1994 г. училище окончательно занимает «Дом купца Ф. Маштакова», который на некоторое время после переезда Краеведческого музея и мастерской Н. Грицюка оказывается никому не нужным - в здании исчезли окна, часть перекрытий, стали осыпаться стены. Начавшиеся процессы разрушения памятника архитектуры казались необратимыми. Тем не менее, О.А. Мангушева сумела организовать ремонт и реконструкцию здания, музейные практики для студентов в Санкт-Петербург и Москву, договорились о льготных посещениях студентов художественного училища многих музейных залов города.

Весь сентябрь и в начале октября, вместо занятий и параллельно с ними, руками учащихся делался ремонт. Перегораживались большие залы фанерными перегородками, тряпичными занавесами на отдельные классы, красились полы, ремонтировались сломанные столы и стулья, выделенные училищу, как списанное оборудование музыкального училища. Свою миссию  руководителя Ольга Александровна ясно обозначила как: «Служение, доброта и требовательность. Мое кредо: не учить детей лицемерить, не учить их двойным стандартам. Показать им, что отдавать себя всецело делу, уметь достойно служить ему с полной отдачей - интереснее, чем пытаться только получать. Конечно, воспитывать художников - это штучный процесс. Осложненный еще и тем, что все они интроверты, до их души поди достучись... Служение, которое демонстрируют наши педагоги, растворение в своей работе - они его улавливают, как сейсмографы улавливают отдельные подземные толчки. Самое главное - не изображать, а быть - быть искренним, работать, еще раз повторяю, служить”.

Нашу выставку и встречу мы назвали «НГХУ # это мы!», этот хэштег заключает в себя мысль о том, что художественное училище - это плод труда большой сильной команды,в которой было чувство локтя, которые были упоены процессом. Из истории становления училища видно сколько любви к Делу и энтузиазма было в тех людях, которые стояли у самых истоков - и преподаватели, и студенты и директор. Эта выставка посвящается всем ученикам и педагогам училища, в благодарность за тот внутренний огонь, который поглощает и ученика, и учителя в процессе совместной работы. Она - выражение благодарности и признательности этим людям за то, что они построили, за то, что создали. Уникальность художественного училища - в его атмосфере, а атмосфера - понятие тонкое, сложить и сохранить её непросто. В училище даже дворник Вадим был сопричастен - он знал поимённо всех студентов, он улыбался нам, он помогал поднимать гигантские тяжелые папки с бумагой, а вахтер Виктор Петрович позволял студентам оставаться на ночь и продолжать работать. Мы говорим “это мы” – это каждый из нас, кто работал или учился в НГХУ. Это наши товарищи, преподаватели, сотрудники училища, и все дорого ценимы и важны в нашей жизни. За годы существования училища выпустилось огромное количество художников, творцов, в 2017 году выпустится тысячный студент. И пусть кто-то идет дальше по художественной лестнице, кто-то становится педагогом, кто-то выбирает другой путь, не важно каков творческий путь, какая сфера деятельности – важно, что мы все в душе художники, мы смотрим на мир иначе, мы способны видеть радость в мире и быть свободными. 

 


Рассказать друзьям:
Вернуться к архиву