Главная     /     Афиша     /     

17 ноября, пятница, 2017


Абонемент 1а

Два Рихарда

«Два Рихарда»
Вагнер. Увертюра «Фауст» (Первое исполнение в Новосибирске)
Вагнер. Пять песен на стихи Матильды Везендонк
Вагнер. Золото Рейна
Штраус. Альпийская симфония

«Два Рихарда» – это Вагнер и Штраус.

Немецкий композитор Рихард Вагнер вошёл в историю музыки как крупнейший оперный реформатор. Его оперы – это уникальный синтез музыки и слова, музыкальные драмы, в которых музыка с огромной эмоциональной напряженностью течёт единым потоком. Роль оркестра значительно выросла. Хоры, арии используются не как завершённые номера – есть только огромные сквозные сцены. Применяется система лейтмотивов, выражающие разные состояния одного чувства – прежде всего любви (лейтмотив так и называется – любовного томления), и вся музыкальная ткань – переплетение лейтмотивов.

Середина 50-х годов – едва ли не самое трудное время во всей биографии композитора. Вагнер  должен был много работать –хормейстером в театрах Вюрцбурга, Магдебурга, Кёнигсберга и Риги, затем  в Лондоне и, наконец, в Париже, где написал увертюру «Фауст».  

Вынужденная эмиграция, материально-бытовые трудности, отсутствие интереса к его творчеству – всё это доставляло Вагнеру настоящее  мучение. Он любил Матильду Везендонк – это добавляло ему страданий – она была женой друга и покровителя, банкира Отто Везендонка. 

Ещё в 1841 году Вагнер задумал создать грандиозный проект, который с годами вылился в тетралогию – «Кольцо нибелунга» –торжественное сценическое представление с прологом («предвечерьем») для трёх дней. Тетралогия состоит из четырех относительно самостоятельных произведений, музыка которых создавалась с большими перерывами на протяжении двадцати одного года, с 1853 по 1874 год.  

«Золото Рейна» – первая опера цикла.

«Я хочу доставлять радость и сам в ней нуждаюсь», любил повторять Рихард Штраус, немецкий композитор эпохи позднего романтизма. Поскольку его отец служил первым валторнистом в придворном Мюнхенском оперном театре, мальчик имел возможность посещать оркестровые репетиции Мюнхенского придворного оркестра, получить первые навыки по теории музыки и оркестровке, а также услышать оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», «Тангейзер» и «Зигфрид». Но отец запрещал ему слушать и изучать Вагнера, так как в доме Штраусов музыка Рихарда Вагнера считалась музыкой низкого сорта. Лишь в 16 лет Штраус смог получить партитуру «Тристана и Изольды». Впоследствии он сожалел, что это не случилось раньше.

В 18 лет он поступил в Мюнхенский университет, где начал изучать философию и историю, однако, год спустя оставил его, чтобы отправиться в Берлин и посвятить себя музыке. Проучившись некоторое время, получил пост ассистента дирижёра при Гансе фон Бюлове и заменил его в Мюнхене, когда тот вышел в отставку в 1885 году. 

Симфония посвящена графу Николаусу Зеебаху и Коро­левской капелле в Дрездене, интендантом которой он был более двадца­ти лет. Этот оркестр под управлением Штрауса стал первым исполните­лем Альпийской симфонии 28 октября 1915 года в Берлине. Именно она была избрана для торжественного концерта в честь сто­летия Венской филармонии 16 апреля 1942 года.

Альпийская симфония описывает кра­соты южной природы, величественных горных хребтов Баварских Альп, которые подступали  к самым окнам виллы Штрауса в Гармише близ Мюнхена;  пронизанные солн­цем, полные радости жизни пейзажи, лишь ненадолго омрачаемые буря­ми и грозами. Это музыкальный репортаж о подъ­еме в горы, панорама Альп в форме симфонической поэмы  с подробными программными заголовками.

Дирижёр Михаил Грановский – главный приглашенный дирижер Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, где представил (в том числе и как дирижер-постановщик) ряд оперных, балетных постановок и концертных программ.

С 2013 года Михаил Грановский – постоянный приглашенный дирижер балетной труппы Universal Ballet (Сеул, Ю. Корея). С этим коллективом гастролировал в Колумбии. Под его руководством в Сеуле прошли премьеры балетов «Онегин» на музыку Чайковского (хореография Дж. Крэнко), «Жизель» А. Адана (версия Мариинского театра в редакции О. Виноградова), мировая премьера балета «Жизель» (хореограф Грэм Мерфи, композитор Кристофер Гордон) и «Баядерка» Л. Минкуса.

По заказу Universal Ballet в 2014 и 2016 гг. были сделаны записи Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением М.Грановского.

Юлия Маточкина меццо-сопрано, выпускница Петрозаводской консерватории, победительница XV Международного конкурса им. Чайковского, первая премия.

Лауреат нескольких всероссийских и международных конкурсов.

Солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. В составе оперной труппы много раз гастролировала в странах Европы, в Японии. Трижды принимала участие в Эдинбургском фестивале.


Рассказать друзьям:
Вернуться к архиву